На правах рекламы:

• У нас недорого недвижимость на кипре по смешным ценам. Качественно.

• Где в москве купить недорогой парик.

«Сомов и другие» (1953)

Оригинальное название: «Сомов и другие»
Режиссер: Ирина Анисимова-Вульф
Автор: Максим Горький
В ролях: Лидия Сомова — Валентина Серова, Любовь Орлова, Анна Сомова — Фаина Раневская, Яропегов — Ростислав Плятт
Театр: Академический театр имени Моссовета
Премьера: 1953

Пьесу «Сомов и другие» нельзя назвать лучшей в творчестве Максима Горького. Это единственная пьеса Горького, написанная на материалах советского времени. Создавал он ее под впечатлением «шахтинского дела» вредителей (1928). Даже в советское время ее редко ставили в театрах. В ней рассказывается о том, как привлеченные к работе на благо социалистического общества «буржуазные» специалисты, тайно ненавидящие советскую власть, мечтают вернуть прежний строй и готовят антисоветский заговор. Любовь Орлова играла роль жены инженера Сомова, одного из участников заговора. Все роли этого спектакля невыразительны, тусклы, они ничем не запоминаются. Спектакль не могло спасти даже участие гениальной Фаины Раневской, которая играла мать Сомова, в этом образе материал для проявления актерского дарования отсутствовал. Роль Орловой была такой же «пустой». Эта пьеса была настолько конъюнктурной, что только имена любимых актеров на афише (Л. Орлова, Р. Плятт, Ф. Раневская) могли привлечь зрителя. Любовь Петровна Орлова была не первой исполнительницей роли Лидии в театре имени Моссовета. Она вошла в спектакль только в 1955 году. До нее эту роль играла и в очередь продолжала играть Валентина Серова.

Сюжет

События в пьесе разворачиваются приблизительно в середине 1930 года. Николай Сомов — инженер, настроенный антисоветски, враг народа. Его коллеги ему под стать, они стремятся к одной цели — подорвать экономическую мощь Советского Союза и с помощью заграницы восстановить в СССР капитализм. Они скулят от зависти, глядя на энергичных комсомольцев и коммунистов, которые горят на работе, стремятся к приближению светлого коммунистического будущего и совсем не боятся трудностей и препятствий, которые создают им враги. Их не остановить, а идейные противники социализма будут посрамлены. В пьесе затронута и тема фашизма. Лидия догадывается об истинном лице своего мужа и просит друга семьи Яропегова объяснить, что такое фашизм. Тот нехотя объясняет: «Ты знаешь: жизнь — борьба, все пожирают друг друга, крупные звери — мелких, мелкие — маленьких. Фашисты — мелкие звери, которым хочется быть крупными, а маленькие зверьки тоже хотят вырасти. Крупный зверь заинтересован в том, чтоб мелкий был жирнее, а мелкий — в том, чтобы маленький жирел. Для этой... доброй цели необходимо... именно то, что существует, то есть полная свобода взаимного пожирания, а для свободы этой необходима частная собственность — зверячий порядок. Вот большевики и пытаются уничтожить основу зверячьего быта — частную собственность». Лидия вызывает мужа на откровенный разговор. Сомов раскрывает свои карты, лидия считает его взгляды фашистскими и обвиняет мужа в двоерушии. В финале пьесы заговор раскрывается, и Сомова арестовывают чекисты.

О спектакле

«Легко представима Л. Орлова и в Горьковском "Сомове...". Но спектакль театральный мир не всколыхнул. Что может показаться даже странным, поскольку в конце сороковых одно имя Орловой на театральной афише, казалось, могло вызывать ажиотаж. Роль, которую актриса играла, была интересна публике в последнюю очередь. В Донецке случился казус: во время гастролей театра Любовь Петровна неожиданно вышла из строя из-за болезни, пришлось срочно заменять ее другой актрисой. И зрители потребовали вернуть деньги: "Мы пришли смотреть Орлову, а не ваше представление"».

Марк Кушниров, «Светлый путь, или Чарли и Спенсер».

 
  Главная Об авторе Обратная связь Книга гостей Ресурсы

© 2006—2017 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика