Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

Узнайте о протезировании зубов в Китае на нашем сайте, фото и видео отзывы наших пациентов.

«Лиззи Мак-Кей» (1955)

Оригинальное название: «Лиззи Мак-Кей» («Добродетельная проститутка»)
Жанр: драма
Режиссеры: Ирина Анисимова-Вульф, Григорий Александров
Автор: Жан-Поль Сартр
Перевод: Сергей Юткевич
В главных ролях: Лиззи Мак-Кей — Любовь Орлова, сенатор Кларк — Константин Михайлов
Театр: Академический театр имени Моссовета
Премьера: 1955

«Почтительная проститутка» — это театральная пьеса Жана-Поля Сартра в одном действии (двух картинах), впервые представленная публике 8 ноября 1946 года в Театре Антуан (Théâtre Antoine). Особого успеха во Франции пьеса не имела.

В Советском Союзе пьесу Сартра ждала другая судьба. Во время командировки в Париж режиссер Сергей Юткевич увидел спектакль, и после возвращения предложил Любови Орловой идею о постановке пьесы на советской сцене. Роль проститутки, конечно, была довольно специфической, тем более, что режиссер предложил сыграть ее народной артистке, лауреату Сталинских премий, Любови Орловой. Но именно эта роль, как никакая другая, «весомо, грубо, зримо» могла высветить уникальную особенность актерского типажа Любови Орловой: удивительное сочетание благородного достоинства и безудержного кокетства, безусловной порядочности и очаровательной женственности. Жизнерадостная кокетка, преисполненная чести и достоинства — это что-то из области фантастики, очень странное и редкое.

Идея о постановке спектакля на такую рискованную тему была авангардной. И главным аргументом в ее пользу стала «острая социальная направленность» Ну как же, в Америке обычная проститутка честнее, порядочнее, чем благородные люди. В пьесе ярко и наглядно показаны все изъяны и пороки американского общества: проституция, расизм, лицемерие представителей власти, жестокость рядовых граждан, безнаказанность преступников. Постановку разрешили, но только под другим названием, в одном театре и с одной исполнительницей главной роли. Конечно Жан-Поль Сартр изменил сюжет, сделал его более обличающим.

Для Любови Орловой эта роль стала настоящей удачей. Никакой конкуренции, никаких сравнений. Роль только ее, и постановка только для нее. На 400-м спектакле присутствовал автор пьесы, философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр, который был восхищен игрой актрисы, и назвал ее одной из лучших увиденных им исполнительниц роли Лиззи Мак-Кей.

«Меня особенно восхитила талантливая игра Любови Орловой. После представления я сказал ей, что я в восторге от ее игры. Это не был пустой комплимент. Любовь Орлова действительно лучшая из всех известных мне исполнительниц Лиззи Мак-Кей».

Жан-Поль Сартр, 1962 год

Сама Любовь Орлова об этой роли говорила так: «Все определяется очень просто, сегодня у меня вечером ''Лиззи Мак-Кей'', поэтому мне нужно ''распеться'', пропеть все гаммы, все положенные сольфеджио. Лиззи не поет, но трудность посложнее: она криклива и шумна, почти весь спектакль приходится чуть ли не орать. Конечно, чтобы не сорвать голос, это надо делать ''на опоре'', на дыхании. А то ведь мало ли у нас молодых актеров с уже сорванными голосами? Какое дыхание требуется, сколько физических сил надо, чтобы провести на нужном темпераменте все семь картин в ''Лиззи Мак-Кей''! К тому же Лиззи весь спектакль мечется на ''гвоздиках'', туфлях с тончайшим каблуком. Вот и кстати оказываются мои сорокаминутные занятия гимнастикой и у балетного станка».

Сюжет

Проститутка Лиззи Мак-Кей уезжает из большого города, спасаясь от неприятностей и надеясь в провинции найти «хорошую» клиентуру. Ее нельзя назвать уличной «дешевой» девочкой, скорей, Лиззи из разряда дорогих проституток, она предпочитает иметь несколько постоянных приличных клиентов. Когда она едет в поезде, ее пытаются изнасиловать несколько наглых белых парней. За нее заступается негр, он вступает в драку, но вынужден убегать от расистски настроенной толпы.

Лиззи познакомилась с Фредом и провела с ним ночь. Утром выясняется, что он дружит с одним из тех агрессивных парней из поезда. Он пытается убедить Лиззи дать показания против негра, сказать, что именно он хотел ее изнасиловать. Но девушка отказывается обвинять человека, который пытался ее защитить. Она не может причинить вред невиновному.

С той же просьбой к ней приходит отец Фреда, сенатор. Ему удается уговорить наивную и очень добросердечную девушку, сыграв на ее жалости к матери нападавшего на нее парня. Она соглашается изменить свои показания в полиции. Но, когда к ней в поисках убежища приходит тот самый негр, она его прячет в ванной и не выдает полиции.

К Лиззи опять приходит Фред. Рассказывает ей о том, что участвовал в линчевании другого негра, который просто попал «под горячую руку». После этого Фред заявляет, что не может забыть проведенную с ней ночь, и не хочет больше с ней расставаться.

«Лиззи Мак-Кей», финал:

Фред: «Ты дьявол. Ты околдовала меня. Я был с ними, держал револьвер в руках, а негр болтался на ветке. Я смотрел на него и думал: "Я хочу ее". Это противоестественно. ... Что ты сделала со мной, ведьма?! Я смотрел на негра и видел тебя. Это ты корчилась в огне. Это я в тебя выстрелил...

Я поселю тебя в красивом доме с садом, на холме, с видом на реку. Ты будешь гулять в саду, но я запрещаю тебе выходить на улицу, я ревнив. Я буду приходить к тебе, когда стемнеет, три раза в неделю: во вторник, в четверг и по уикендам. У тебя будут черные слуги и денег больше, чем ты можешь представить. Но ты будешь подчиняться всем моим причудам, а у меня их много!»

О спектакле

«Мой дебют состоялся на сцене театра имени Моссовета. И кто, вы думаете, был моим первым партнером? Любовь Петровна Орлова! Мы ставили пьесу "Лиззи Мак-Кей", где Любовь Петровна играла главную роль. Я впервые увидел живую легенду. Она вышла из машины в шубе с поднятым воротником, без головного убора, маленькая такая, немолодая уже женщина. А на сцене! Боже, на сцене это была просто Богиня, изумительная дама, которая могла себе позволить даже раздеваться чуть ли не донага. И вы знаете, я был сражен ее великолепием! Какая спортивная фигура! Какие линии тела! Потом, когда занавес закрывался, а она уходила за кулисы, я понимал, чего это ей стоило. Но вскоре занавес открывался, и она вновь преображалась. Это была Любовь Петровна Орлова».

Валентин Гафт

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика