Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

Г. Сапожникова. «Любовь Орлова не хотела расстраивать мужа своей смертью...»

«Комсомольская правда». — 22 января 2003 г.

Сегодня легендарному советскому кинорежиссеру Григорию Александрову исполнилось бы 100 лет

...Набираю в Интернете имя «Григорий Александров» и роняю «мышку» на пол...

К столетию знаменитого кинорежиссера наша пресса приготовила целый «букет» из колючек и подтухших помидоров, вплетя сюда и Сталина, и Эйзенштейна с его неправильной ориентацией, и Любовь Петровну Орлову с ее однодневными вояжами в Париж за перчатками, и даже их аристократическое «Вы», которое никак не вписывалось в советский семейный кодекс.

«Был-не был-имел-не имел?»

Да какая всем разница? Он был таким, каким считал нужным:

— популярнейший советский кинорежиссер, праотец сегодняшних мюзиклов, без которого история отечественного кинематографа была бы вялой и пресной;

— трогательный и ранимый человек, строивший себе не памятник, а жизнь, и потому допускавший вполне приемлемое количество ошибок;

— безусловная личность, собирающая вокруг себя мифы и сплетни, как антикварный абажур — комаров на дачной веранде...

Несколько лет назад, попав по случайному делу в одну незнакомую московскую квартиру, я вдруг застыла около его портрета. Мне чудовищно повезло: там жили две александровские племянницы — родная и внучатая — Галина и Татьяна Корягины, которые развенчали мифы вокруг отношений Режиссера и Актрисы и максимально честно ответили на самые прямые вопросы, которые почему-то интересуют людей и сегодня.

...Что, собственно, уже само по себе является ответом на главный вопрос — о роли режиссера Григория Александрова в нашей с вами Истории...

Он порвал с первой семьей из-за Любови Орловой?

Семейная версия другая: первая жена Григория Васильевича, его однофамилица Ольга Александрова, родила ему сына Дугласа. Он был назван так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фэрбенкса, который как раз в 1924 году вместе с Мэри Пикфорд приезжал в Москву. Потом Александров сам поехал в Америку. Вернувшись, узнал, что жена ему изменила. Говорили, что она была любовницей знаменитого актера Бориса Тенина, забеременела от него и умерла во время родов. Дугласа воспитала тетка, родная сестра матери. Он был очень добрый, потрясающий человек и умер незаслуженно рано — нес свою старенькую тетку на руках из больницы, приехал на дачу, замер — и... разрыв сердца.

Вопрос о том, чтобы воспитывать сына в браке с Орловой, перед Александровым даже не стоял. Более того, когда Дугласа посадили в тюрьму за то, что тот слушал «Голос Америки», позиция отца и мачехи была однозначной: «Раз посадили — значит, так надо!» Любопытно, что их судьбы впоследствии пересеклись самым фантастическим образом: похоронив и жену, и сына, Александров женился на своей собственной невестке, вдове Дугласа Гале. Она стала его официальной женой и наследницей, сделала для него все что могла и была рядом до последней минуты, но тоже очень скоро умерла. И тоже от рака, как и Любовь Орлова.

Почему супруги обращались друг к другу на «Вы»?

На самом деле в их знаменитом «Вы» не было ничего необычного — режиссер и актриса держали разумную дистанцию, что только укрепляло брак. Жена не появлялась перед мужем неприбранной, а он не смел просить ее быть сиделкой, когда заболевал. Два деловых человека, любившие кино. Она хотела быть звездой, а он для нее (или на ней? — Ред.) делал фильмы — вот суть их семейных отношений. Деньгами в доме распоряжалась Любовь Петровна, потому как и зарабатывала больше. После смерти Орловой родственники нашли тетрадку, где ее рукой было написано, кто сколько привносил в семейный бюджет. А именно: «Григорий Васильевич — статья в газете — 20 тысяч рублей (старыми деньгами, естественно. — Ред.), мой концерт во Владивостоке — 300 тысяч». Она без конца ездила с концертами по стране и, как бы извиняясь, рассказывала: «Все пою-пою — то уголь надо купить, то забор построить». И в квартире, и на даче все было сделано ее руками, вплоть до мебели. Она даже туфли подбивала себе сама, устраиваясь на диване с молоточком и крохотными гвоздиками! А его абсолютно устраивало, что всем в доме заправляла жена, потому что он вообще смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Какова была его роль в семье? Красиво накрыть стол и подарить ей улыбку. Ну еще иногда цветы — мальвы, например. Но их, к сожалению, тогда нигде не продавали...

Оба были довольно холодными и расчетливыми людьми, хотя и называли друг друга Гришенькой и Любочкой. Но совершенно преображались, если в руки попадал стоящий сценарий. И когда работали вместе, это их настолько объединяло, что они становились по-настоящему счастливыми мужем и женой — такими, какими их и хотела видеть страна.

Когда Любочка умирала, он даже не приходил к ней в больницу?

Это не совсем так. Приходил. Но редко. По-своему он переживал, но был слаб — ему было очень тяжело видеть ее умирающей. Она же, напротив, была очень мужественной и изо всех сил старалась держаться. В их самый последний вечер нашла в себе силы встать и причесаться. Даже проводила его до двери палаты. А ночью тихо умерла. Она не хотела его расстраивать, и одно это говорит об их чувствах гораздо больше, чем разные спальни и казенно-пресловутое «Вы»...

Просто он страшно не любил неприятности и делал вид, что их не видит и не слышит. И на похоронах единственного сына Дугласа, кстати, тоже был абсолютно спокоен — несмотря на столпотворение людей, точно так же, как всегда, спустился со второго этажа, съел свою любимую еду, выпил кофе и вообще вел себя так, как будто ничего не произошло... Он умел очень здорово выключаться из неприятной ситуации. Рассказывают, что однажды к ним на дачу захотел приехать Высоцкий. «Ну давай его позовем!» — обрадовались родственники. Григорий Васильевич произнес совершенно гениальную фразу: «Зачем? Это же так тревожно...» И не пригласил!..

Кто кого «сделал»: режиссер Александров — актрису Орлову или наоборот?

Он был страстно влюблен в Марлен Дитрих. И когда вернулся из Америки, все время грезил о женщине, из которой можно было бы вылепить Марлен. Любовь Орлова работала тогда в театре Немировича-Данченко вместе с Сергеем Образцовым. Александров его спросил: «Нет ли у тебя актрисы, которая поет и танцует?» «Есть такая!» — ответил Образцов. Александров посмотрел несколько спектаклей и понял, что нашел наконец в одном лице и Марлен, и Анюту. Было в этой маленькой шатенке нечто озорное и игривое — как раз то, что он искал для «Веселых ребят».

Великолепные фарфоровые зубы и белокурые волосы были делом техники. Так Любовь Петровна Орлова стала звездой.

Зато потом, когда слава ее достигла немыслимых высот, приключались следующие сцены: у самолета им говорили: «Проходите, товарищ Орлова. Проходите, товарищ Орлов!..»

А Сталин (Любовь Орлова официально была его любимой артисткой. — Ред.) однажды даже сделал Григорию Васильевичу замечание: «Почему моя любимая актриса так плохо выглядит — похудела вроде?» Орлова отшутилась: «Александров замучил — все съемки да съемки...» «Ну, — сказал тогда Сталин со своим знаменитым прищуром, — если вы будете мучить такую актрису, как Любовь Петровна, мы вас четвертуем. Шутка...» Александров рассказывал об этом смеясь. Он вообще был человеком с чувством юмора, а иначе бы не смог сделать «Веселых ребят».

Личное дело

Григорий Александров

1903 г. — родился в Екатеринбурге
1919 г. — приехал покорять Москву
1925—1927 гг. — совместно с С. Эйзенштейном снял фильмы «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь»
1929—1932 гг. — учился в Голливуде
1934—1975 гг. — состоял в браке с Л. Орловой, сыгравшей главные роли почти во всех его картинах
1983 г. — выпустил свой последний, документальный фильм «Любовь... любовь...». Скончался 16.12.1983 г.

Лучшие фильмы Александрова:

«Веселые ребята» — 1934 г.
«Цирк» — 1936 г.
«Волга-Волга» — 1938 г.
«Светлый путь» — 1940 г.
«Весна» — 1947 г.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика