На правах рекламы:

• Нужно ли бронирование капота пленкой в Московской области.

«Как уходили кумиры. Александров Григорий» (2011)

Оригинальное название: «Как уходили кумиры. Александров Григорий»
Жанр: документальный фильм, биография
Режиссеры: Виктор Григоренко, Алексей Горевич
Автор сценария: Александра Лукьянова
Шеф-редактор: Виктор Григоренко
Редакторы: Елена Щетинина, Александра Лукьянова
Операторы: Сергей Ермолов, Максим Новиков
Директор: Алексей Горевич
Продюсер: Виктор Григоренко
В программе участвовали: Владлен Давыдов, народный артист РФ; Георгий Натансон, народный артист РФ, режиссер; Иван Дыховичный, режиссер
Длительность: 26 минут 05 секунд
Язык: русский
Страна: Россия
Год: 2011

Один из фильмов цикла «Как уходили кумиры» посвящен известному советскому режиссеру Григорию Александрову, поставившему фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», главные роли в которых сыграла его знаменитая жена Любовь Орлова, первая кинозвезда Советского Союза.

Текстовая расшифровка фильма

Голос за кадром: — Каждый фильм этого режиссера был событием. Зрители осаждали кинотеатры, а руководители партии во главе со Сталиным стоя аплодировали каждой премьере.

Владлен Давыдов, народный артист РФ: — Сначала он не был членом партии, был интеллигент, режиссер, избалованный, привилегированный...

Георгий Натансон, народный артист РФ, режиссер: — Дай бог, чтобы снова зрители посещали отечественные фильмы так, как народ посещал фильмы Григория Васильевича Александрова, незабываемые «Веселые ребята» и «Цирк».

Иван Дыховичный, режиссер: — Для меня это карнавал. Вот эта вот радость бытия вообще...

Голос за кадром: — Снятые им фильмы вошли в фонд советского кинематографа. Они на долгие годы пережили своего создателя, сердце которого остановилось 16 декабря 1983 года. Этого режиссера звали Григорий Александров. Свой путь в искусство Александров начинал помощником бутафора и осветителя в театре, а вскоре и сам стал выходить на сцену. В 1921 году его приняли в труппу Театра пролетариата, которым руководил Сергей Эйзенштейн.

Владлен Давыдов, народный артист РФ: — Ну это тогда все в 20-е годы были под влиянием Мейерхольда, такое революционное искусство. Это плакатное искусство, авангардное, теперь это так называют, ну исторически это может быть ценно, но для души там ничего не было. Это было плакатное искусство.

Голос за кадром: — В театре пролеткульта Григорий Александров выходил на сцену вместе с Иваном Пырьевым Именно тогда, в далекие 20-е годы началась их дружба-соперничество.

Владлен Давыдов: — Конкуренции, у Александрова не могло быть конкуренции по отношению к Пырьевы, потому что он понимал, дистанция культуры даже...

Голос за кадром: — Пути будущих мэтров вскоре разошлись. Александров стал работать вместе с Эйзенштейном над картиной «Октябрь». Это был его режиссерский дебют в кинематографе.

Георгий Натансон, народный артист РФ, режиссер: — Во время уроков бегал на просмотры в «Ударник», восхищался фильмами Барнетта, Эйзенштейна и великих советских мастеров, у которых мы, новое в то время поколение, имели счастье учиться. Билеты были дешевые — двадцать копеек. А кино приносило государству такие доходы, что педагоги и врачи жили от доходов нашего, советского кино. Потому что зрительские залы всегда заполнялись.

Голос за кадром: — В 1929 году, по распоряжению Луначарского, Эйзенштейн и Александров отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства. Эта поездка оказала колоссальное влияние на все будущее творчество Григория Васильевича.

Владлен Давыдов: — И то, что они были в Америке и дружили с Чаплиным, а так как Григорий Васильевич снимал фильмы: и «Веселые ребята», и «Цирк», и «Волгу-Волгу», и «Светлый путь», и «Весна» в какой-то степени, это все были музыкальные кинокомедии.

Голос за кадром: — Потом Александров часто выезжал в Европу и Америку, хотя большинству граждан СССР путь за границу был закрыт. Именно там актер черпал вдохновение для своих следующих картин.

Иван Дыховичный, режиссер: — В разные странные годы, сейчас почему-то часто вспоминаемые как времена, когда все было хорошо, на самом деле это было не так, как всегда вспоминается. Это хорошо, когда люди так оптимистически воспринимают свою историю.

Владлен Давыдов: — Они с Любовью Петровной и Эйзенштейном были приглашены в Америку, в Голливуд. Там они познакомились и даже можно сказать, подружились с Чарли Чаплиным. Чарли Чаплин был очарован Любовью Петровной, да все были очарованы, даже Сталин был очарован Любовью Петровной, потому что она была аристократкой, она была утонченной женщиной, красивая, обаятельная, женственная...

Голос за кадром: — В начале 1930-х годов Александров приступил к созданию первой советской музыкальной комедии. Сюжет строился вокруг Леонида Утесова, которому предстояло сыграть роль влюбленного пастуха.

Иван Дыховичный: — Только Александров нашел великий путь к тому, что человек, который был пастухом, потом веселые ребята, потом в конце выйти с этим к советскому народу. Они каким-то чудом внесли этот джаз, который был запрещен, вообще чудо-человек.

Голос за кадром: — Главный герой был, а вот с исполнительницей главной роли Анюты возникли проблемы. Режиссер никак не мог подобрать актрису. Тогда ему посоветовали сделать пробу с Любовью Орловой, которая сразу очаровала Александрова.

Владлен Давыдов: — Говорил Немирович-Данченко, один из наших великих основателей, он говорил, что режиссер должен умереть в актере, то есть, чтобы не как сейчас режиссеры показывают (берут Чехова и играют не Чехова, а то, что режиссер придумал). А в кино режиссер, это я уже понял позже, режиссер главный, и актер умирает в режиссере, наоборот...

Голос за кадром: — Фильм «Веселые ребята» стал сенсацией 1934 года. До этого на экранах шли только героические фильмы. А тут появилась легкая комедия, да еще и сделанная с голливудским размахом.

Георгий Натансон: — Как-то раз я увидел фасад кинотеатра «Ударник» в рекламе: «Любовь Орлова, Леонид Утесов в новом фильме "Веселые ребята"». Такой рекламы, а я там был почти ежедневно, не было ни на один фильм. Это все придумал Григорий Васильевич, побывав в Америке и увидев, как там рекламируются фильмы. Вот он и придумал такую рекламу.

Голос за кадром: — Публика атаковала кинотеатры, билетов на всех не хватало. Зрители соглашались сидеть даже на самых верхних балконах, которые обычно не заполнялись.

Владлен Давыдов: — Я был очарован, да все мы были очарованы. Ведь это была первая комедия наша. В основном мы смотрели о этого неемые кинематографические комедийные ролики: «Пат и Паташон», Чаплина тоже видели...

Георгий Натансон: — Я увидел впервые Любовь Петровну и Григория Васильевича, и Утесова. Маленькими-маленькими на эстраде, наблюдая с этого балкона.

Владлен Давыдов: — Первым делом я увидел произведение. Кто такой режиссер, я, по молодости лет, понятия не имел. Актеры играют, оператор снимает, вот и все. Уже потом, когда я стал постарше, я понял, что главный человек в кино — это режиссер.

Голос за кадром: — Этот фильм принес режиссеру не только первый успех, но и на съемках «Веселых ребят» начался головокружительный роман режиссера с Любовью Орловой.

Иван Дыховичный: — То, что он был любим не только широкой публикой, но и просто женщинами, это понятно, мне кажется, что такие люди находят прямой путь к сердцу. Хотя он был человеком однолюбом таким...

Владлен Давыдов: — Это была красивая пара, красивые, интеллигентные отношения. Это была не показуха, нет. Они ведь были почти одногодки, Любовь Орлова даже, по-моему, на года старше была.

Голос за кадром: — Орлову и Александрова называли самой красивой парой Советского Союза, всюду они появлялись вместе, относились друг к другу подчеркнуто вежливо и уважительно.

Георгий Натансон: — Все знают, что они друг друга всегда называли на «Вы», по имени и отчеству, вот какое это было уважение к женщине, сейчас такого уважения нет, сейчас все картины только показывают жестокость к женщине, неуважение, и на этом воспитывают нашу молодежь. Это трагедия.

Голос за кадром: — Орлова и Александров были вместе и дома, и на съемочной площадке. Любовь Петровна стала музой режиссера, без которой потом не обходился ни один его фильм.

Владлен Давыдов: — Мы однажды снимались, было уже двенадцать часов ночи, и Любовь Петровна вдруг говорит: «Ну, Григорий Васильевич, мы же говорили, что я только до двенадцати часов ночи могу сниматься». Ей тогда было сорок семь лет. Это не катастрофический возраст, даже для женщины. Грандиозный был ответ, он говорит: «Любовь Петровна, советский зритель ждет фильм с Вашим участием, у нас есть определенный план, и мы должны его выполнять, поэтому я Вас очень прошу». Она говорит: «Нет, ну я не могу с ним спорить, хорошо, давайте снимать».

Георгий Натансон: — Мы пошли к нему в кабинет и там обсуждали сценарий, три части, сидели, наверно, часа полтора, вошла Любовь Петровна: «Вы, наверно, проголодались, прошу вас к столу, а потом снова вернетесь и будете продолжать работу». А за столом и чай наливала, и бутерброд давала. Я безумно стеснялся и даже съел бы больше, но постеснялся.

Голос за кадром: — Брак Орловой и Александрова длился больше сорока лет, вплоть до самой смерти Любови Петровны. Режиссер очень тяжело переживал уход любимой жены. Он делал все, чтобы ее имя не было забыто.

Главным поклонником картин Александрова был сам Сталин. Он просматривал их по несколько раз. Часто цитировал и восхищался игрой Любови Орловой. После выхода фильма «Цирк» он в шутку даже сказал режиссеру: «Берегите Орлову, иначе мы Вас расстреляем».

Владлен Давыдов: — Как все мы были очарованы фильмом «Цирк» и, главным образом, конечно, Любовь Петровной Орловой, потому что тогда это была звезда, тогда этого слова не было, но она была одна из самых популярных, самых любимых, самых красивых, самых очаровательных, я уж не говорю, талантливых, актрис. Она и пела, и танцевала, и шутила...

Иван Дыховичный: — Как он соединил все это с государственной политикой, я не представляю. Я думаю, что обаяние и шарм этого человека не знали границ. Он покорял всех, даже этих бесконечно скучных, «футлярных» людей.

Владлен Давыдов: — Он говорил, что Любовь Петровна — любимая актриса Иосифа Виссарионовича, он не говорил Сталина, только Иосифа Виссарионовича.

Голос за кадром: — Сталин защищал картины Александрова от всяких нападок, он буквально спас фильм «Веселые ребята», который ругали все члены ЦК. Вождь заявил, что ему понравилось, и эта фраза перенесла режиссера в ранг неприкасаемых.

Владлен Давыдов: — И у него вот это чувство юмора, комедии, оторванности. Это все, конечно, были выдуманные фильмы, придуманная жизнь. Но в комедии так всегда бывает. Оперетта же не может быть монументальным произведением. Это все-таки вымысел, талантливый или не талантливый, но вымысел.

Голос за кадром: — В кулуарах шептались, что Александров создает фильмы, далекие от реальности, всеми способами приукрашивает советскую действительность. Это было именно так. Но того требовал жанр, выбранный режиссером.

Владлен Давыдов: — Мы же все верили, вы же понимаете, в чем дело, что такое коллективизм, это недостаточная осведомленность. Вот сейчас с каждым годом, с каждым днем, с каждым часом получаем все новую и новую информацию о том, что пережил, и чего, оказывается, е знал.

Георгий Натансон: — В коридорах Мосфильмах видели его, боялись подойти. Это уже был режиссер-легенда. Особенно у таких молодых, как я.

Голос за кадром: — От комедийного жанра Александров отошел в 1948 году. Тогда он задумал снять остро политический фильм «Встреча на Эльбе». Каждую сцену которого пришлось согласовывать с высоким начальством.

Иван Дыховичный: — Он принес нашей стране столько пользы, с точки зрения, что мы такие люди, что мы делаем такие вещи, мы так переживаем, мы так это чувствуем, мы так можем это выразить, больше, чем любая пропаганда, чем любые фабрики и заводы, чем ракеты, которые летают.

Владлен Давыдов: — Александров верил в прекрасное, в высокую мораль, как все мы, и поэтому, когда стал вопрос о том, что главная тема сейчас — это борьба за мир, он, как гражданин, как талантливый, выдающийся режиссер, советский, он решил снимать этот фильм.

Голос за кадром: — Александров очень скрупулезно подбирал актеров для «Встречи на Эльбе», хотел, чтобы они полностью соответствовали своим персонажам.

Владлен Давыдов: — Он говорит: «Дорогой Владик, мы видели Вашу пробу, нам очень понравилось, но все-таки Вы тоже не американец, конечно. У нас есть одна мечта, сделать главных героев молодыми».

Иван Дыховичный: — Он обожал таланты. Это редко бывает. Обычно люди таких амбиций не терпят близко от себя каких-то равного или похожего и не дают никакого пути другим людям. Вот в этом человеке Моцарт жил. Он обожал таланты.

Владлен Давыдов: — Снова меня пригласили на беседу с Александровым, и он сказал: «Владлен, дорогой Владик, конечно, в двадцать четыре года полковников не бывает, но вот по совету Любовь Петровны, мы решили сделать вас не полковником, а майором.

Голос за кадром: — Когда фильм был закончен, его поначалу не выпускали на экран. Ждали подходящего политического момента.

Владлен Давыдов: — Потому что тогда шли выборы президента Америки в 1949 году. Начиналась предвыборная кампания и фильм задержали. Григорий Васильевич сказал: «Вы понимаете, Владлен, все зависит от того, кого выберут в Америке в президенты. Потому что наш фильм имеет очень важное значение именно в отношениях с Америкой».

Голос за кадром: — Первый показ фильма был устроен в Кремле. Как и предыдущие фильмы Александрова, был встречен очень тепло. Разрешение на показ в кинотеатрах было получено.

Владлен Давыдов: — И вот я помню, мы ездили по кинотеатрам по Москве, вся Москва была завешана громадными фотографиями. Это как сказка, как во сне я ездил, мы были в кинотеатре «Победа» и Григорий Васильевич с присущим ему юмором, когда ехали мы обратно из этого кинотеатра, говорит: «Владик, мы с Вами едем в "Победе", тогда машина "Победа" была, из "Победы" с победой».

Голос за кадром: — Жизнь Григория Александрова круто изменилась в 1953 году, когда умер Сталин. Не стало главного ценителя его картин. Последующие работы режиссера критики называли халтурой и даже обвиняли Григория Васильевича в неумении снимать кино.

Владлен Давыдов: — Он уже не снимал потом ни одной комедии, после этого. Что он снимал, как он снимал? Тогда все растерялись. Потому что он служил одной идее, потом все перевернулось, а сейчас все наоборот, все на голову поставили.

Голос за кадром: — Свой последний фильм «Скворец и лира» Григорий Александров снял в 1974 году, но его даже не выпустили на экран, аргументировав низкой художественной ценностью картины.

Иван Дыховичный: — У нас есть такой «харчизм». Вас съедят, то есть сделали ошибку и вас съедят. Вот что-то начинает, например, шататься, вокруг рыскают шакалы, гиены. Они ждут, когда вот вы завалитесь. У нас это очень развито.

Голос за кадром: — Через год Любовь Орлова умерла. Александров нашел себе утешение в съемках документального фильма о любимой жене, но так и не успел его закончить. 15 декабря 1983 года сердце кинорежиссера остановилось. Несмотря на строгую критику, фильмы Александрова остались в памяти многих поколений. Они были своеобразным глотком свободы и частью красивой жизни. Они давали людям надежду и утешение.

Иван Дыховичный: — Огромная страна должна быть благодарна ему за то, что много лет он держал людей вот в таком веселом мажоре.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Книга гостей Ресурсы

© 2006—2017 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика